"Не трать время на вещи, которые не имеют значения"


Возрождение живого искусства

Ежемесячно, английский музыкант и продюсер звукозаписи Брайан Ино ведет колонку в британском журнале Prospect. Вашему вниманию предлагается одна из них.

Продажи падают, из-за чего музыкальный бизнес пребывает в явном унынии. Цифровые технологии сделали музыку доступнее: её легче создавать, легче копировать, она также легко доступна, как и вода, и поэтому вызывает всё меньше восторга и восхищения.

И кажется, что всё плохо, пока не возьмёшь в руке выпуск «Time Out». Только тогда понимаешь, что сейчас настоящий бум на живые выступления. Понимая, что жить на прибыль от одних только продаж альбомов невозможно, многие группы играют вживую. Подобные выступления нельзя сохранить на диск, а после, при прослушивании, испытать те же эмоции, поэтому люди готовы платить за них и платить прилично. Посещаемость концертов всегда была высокой: записи активно рекламируются перед выступлениями, а сами выступления – это нечто настоящее, нечто неповторимое, «некопируемое».

Подобно отдельным концертам появляется и много фестивалей на открытых площадках. Их сейчас больше, чем когда-либо прежде, и они представляют собой временные сообщества – нечто среднее между цирком, коммуной и летней школой, – где есть место и политическим дебатам, и обучению какому-нибудь ремеслу, и урокам тай-чи, и комедийным шоу, и изобразительному искусству, и театру, и книжным лавкам, и, что самое важное, это возможность встретиться с другими людьми, найти друзей по интересам, пообщаться со всеми вокруг. Музыка – лишь повод для укрепления таких сообществ. В конце концов, это и есть истинное призвание поп-музыки, и приятно, что всё возвращается на круги своя.

Но есть и другой, весьма неожиданный эффект от столь легкого доступа к музыке: музыкантам приходится придумывать, как сделать их «продукцию» более защищенной, приносящей прибыль, поэтому теперь ценность представляет не только музыка. Конечно, исполнители всё ещё хотят продавать свою музыку, но сегодня они должны преподнести, по сути, не имеющий ценности материал в труднокопируемой, но желанной для людей художественной форме. Люди, не готовые платить 15 фунтов за диск, согласны платить 150 фунтов за эксклюзивное издание альбома с дополнительными иллюстрациями, фотографиями, буклетами и DVD. Часто у людей уже есть сами записи, они их уже скачали в интернете – теперь им хочется истинного произведения искусства. Они покупают искусство, и покупают его в новой форме. Во всём этом я вижу возможность перерождения, оживления, возрождения искусства, как объекта спроса. Это новый способ выжить для художников, дизайнеров, аниматоров и режиссёров. Так что, пока один бизнес умирает, другой начинает процветать.

Prospect Magazine, перевод Кирилл Егоров.

Комментировать
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт или зарегистрируйтесь